?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


источник фото: bolshoi.ru

В прошлую пятницу была в Большом театре на моей любимой русскоязычной опере «Евгений Онегин». И, честно говоря, с тех пор нахожусь под впечатлением, весьма неприятным...

Нет, дело не в том, что плохо пели. Исполнитель партии Ленского был прекрасен. Татьяна с Онегиным казались какими-то вялыми, неувлеченными, но в целом исполнили свои роли неплохо.

Потрясла же меня сама постановка и костюмы. Первым делом бросились в глаза современные костюмы мужчин. Особенно «задело» то, что у многих пиджаки висели на спинках стульев, когда гости сидели за столом. Татьяна в первом действии: босоногая и растрепанная.Во втором действии на Онегине был золотой пиджак... Раньше считалось, что лучшие костюмеры у на на киностудии имени Горького и в Большом. А что сейчас? Неужели в Большом нет костюмов к «Евгению Онегину»?

Временами был явный перебор телодвижений и их несоответствие времени: Ленский отмахивался от девушек папкой, Онегин показывал на гостей пальцем, потом «зажимал» по углам Татьяну. Для постановщика, видимо, «удачная, веселая вечеринка» — это когда все напьются и натанцуются, аж падают. Неудивительно, что хозяйка дома перетанцевала со всеми гостями, периодически падая на пол. Татьяна во втором действии, сидя за столом и общаясь с Онегиным, закинула ногу на ногу! Потом этот же трюк повторила мадам, испортившая сцену с Ленским, когда он пел «Куда, куда вы удалились». Я вообще не поняла почему рядом с ним в этот момент сидела эта женщина, которая напоминала скорее какую-то пожилую городскую сумасшедшую, чем гостью вечера.

Был и недостаток «визуальных эмоций»: во время сцен с признаниями в любви актеры замирали на месте и оживали только в тот момент, когда была их очередь петь... Могли бы хоть голову поворачивать в сторону поющего что ли... Просто послушать эту оперу я и дома могу, с Георгом Отсом в партии Онегина. Мне же хотелось посмотреть...

Сама постановка казалась какой-то скомканной, организованной второпях. Сцену с дуэлью практически убрали из сюжета, заменив какой-то нелепой потасовкой в доме с участием ружья (sic!). Татьяна, пока писала письмо Онегину, прыгала по столу, роняла стулья и висела на ручках двери...

Я попыталась представить, как бы описал сюжет этой постановки человек, который не читал первоисточник. Мне кажется, что получилось бы примерно так: Татьяна, босоногая, растрепанная простая деревенская девица с неустойчивой психикой влюбляется в приехавшего столичного незнакомца. Учитывая все описанное, естественно, гостю девушка не нравится и он ее опускает с небес на землю. Так как молодых девиц на селе было мало, все внимание сразу переключается на сестру Татьяны Ольгу. Которая хоть и бодра, и весела в отличие от сестры-флегмы, но поет нам об этом таким унылым низким голосом, что верится с трудом. Ленский и Онегин не поделили девушку. Повздорили. Неожиданно появилось ружье. Ленский выстрелили пару раз в потолок гостиной и призвал Онегина стреляться утром. Утром же произошла коллективная потасовка все в той же гостиной, во время которой Онегин случайно застрелил Ленского из того самого ружья. Во втором действии Онегин возвращается в страну (видимо был в бегах после танцев с ружьем), и застает Татьяну (наконец вымытую, хорошо одетую и обутую) в приличном обществе, и вдруг понимает, что все таки любит ее. Татьяна рассказывает своему мужу о том, что тоже любит Онегина и просит мужа оставить ее с ним ненадолго. Муж покорно уходит (встает подглядеть за шторкой). Затем Онегин начинает бегать «по залу ресторана» за Татьяной, пытаясь ее полапать. Муж, насмотревшись, возвращается и уводит жену. А Онегин, забыв поставить свой игрушечный пистолетик на предохранитель, не смог себя убить. Конец.

Как-то прямо неудобно перед иностранными зрителями, которых в театре в тот вечер как обычно было много. Кстати, в антракте слышала, как папа пояснял сынишке, что на самом деле произошло в сцене с ружьем, что в доме никто не стрелял.

До этого единственный раз, когда какая-либо постановка классического произведения вызывала у меня столько негатива, был с фильмом «Ромео + Джульеттой» База Лурмана с Ди Каприо. Тогда постановщика и режиссера сей «нетленки» мне хотелось четвертовать заживо. Сейчас у меня примерно те же чувства вызывает постановщик и костюмер «Онегина».

И все таки, товарищи, нельзя так вольно обращаться с «Онегиным»! Хорошо хоть тексты еще никто не додумался вроде осовременивать. Очень обидно видеть на сцене Большого постановку уровня местечкового театра. Большой должен, как главный театр страны, все же задавать определенную планку.

И, кстати, по поводу планки... Очень хочется, чтобы хотя бы Большой театр ввел дресс-код. Невозможно смотреть на людей с авоськами, подростков в уггах и мужчин в затертых джинсах. Еще «больнее» наблюдать пары, в которых девушка в платье, на каблуках, с укладкой и ювелирными украшениями, а мужчина рядом с ней в джинсах и свитере... У большинства людей не так много поводов для того, чтобы «нарядиться». Почему бы это не делать в театр? Достаточно ввести запрет на спортивную одежду и обувь (+ угги отдельной строкой) и джинсы, и тщательно следить за выполнением этого несложного дресс-кода.

В январе иду на «Турандот» на основной сцене Большого. Очень надеюсь, что не испортят постановку...

PS: А еще народ жаловался на то, что на экранах показывают только текст на английском, что надо бы и на русском. Причем это говорили люди за 40. Странно, мне казалось, что образованные россияне знают «либретто» «Евгения Онегина»...

Tags:

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
tasia54
Dec. 21st, 2011 01:29 pm (UTC)
Согласна на 1000% такие ощущения имели и мы с мужем когда были на Евгении Онегине. Соглано что дресс код необходим. В Оперу в Сан-Франциско себе никто не позволит придти в джинсах. Да и в Лондоне тоже..Учиться нам еще и учиться...и учить детей наших
skromni
Dec. 21st, 2011 01:32 pm (UTC)
в нью-йоркской Metropolitan Opera, к сожалению, ситуация с дресс-кодом такая же, как у нас в Большом =(
ну разве, может, в кроссовках не пустят...
dvorami
Dec. 21st, 2011 01:43 pm (UTC)
Татьяна, пока писала письмо Онегину, прыгала по столу, роняла стулья и висела на ручках двери...

Хахааааа! Видимо, сильные эмоции испытывала. Хотя, конечно, не читавшим либретто, не понять :)))))

Очень жалко, конечно, что Большой старательно уходит от классических постановок.
cantelle
Dec. 21st, 2011 01:44 pm (UTC)
ох, я в Ковент Гардене эту постановку видела в прошлом, кажется, году. такие же впечатления... платья эти ужасные, как будто наволочки, и пиджак Онегина из диванной обивки...
еще они что-то намудрили с акустикой декораций, там у "комнат" потолок намного ниже, чем сама сцена, и вот из-за этой коробки оркестр местами совершенно заглушал голоса
dvorami
Dec. 21st, 2011 01:46 pm (UTC)
По фотографии вообще сцена из "Крестного отца" какая-то, причем периода жизни на Сицилии.
undamaris
Dec. 21st, 2011 10:41 pm (UTC)
:)
amorcitocorazon
Dec. 21st, 2011 01:52 pm (UTC)
Мне кажется есть такие классические вещи, которые настолько прекрасны, что лучше там ничего не менять! Мне нравилась версия Большого театра, которую я видела 10 назад. Один из самый запоминающихся походов в театр.
prettynatik
Dec. 21st, 2011 01:56 pm (UTC)
Да...Как я Вас понимаю ( и про дресс-код и про постановку)...Случайно постановщик-режиссер не Александров?В театре Санкт-Петербург Опера много таких постановок: и Пиковая дама, где старуха озабоченная лесбиянка, которая во время раскладывания карт паралелльно мнет себя, действие происходит в начале 20 в, и Цыгане, где главные герои -наркоторговцы, и Борис Годунов, где действие происходит в начале 90-х, сам Борис в малиновом "пинджаке"...не знаю, может я неправа,но считаю, что классика должна оставаться классикой, и так мало у нас хорошего осталось...
undamaris
Dec. 21st, 2011 10:40 pm (UTC)
Я тоже так считаю, но бывают исключения. Например, последний "Борис Годунов" Мирзоева - в общем-то, экранизированный спектакль, но там осовременивание смотрится очень органично.
tanya_ts
Dec. 21st, 2011 03:41 pm (UTC)
Ой как это все печально:(Я так хочу попасть в Большой-пока все не удается,но еще больше я боюсь получить разочарование, потому как подобный отзыв читаю не первый раз:(
mangussta
Dec. 21st, 2011 04:03 pm (UTC)
"Которая хоть и бодра, и весела в отличие от сестры-флегмы, но поет нам об этом таким унылым низким голосом, что верится с трудом." - прэлэстно! Лера, тебя обязаны взять в "Афишу"!
(Anonymous)
Dec. 21st, 2011 07:22 pm (UTC)
антипушкинская постановка у Александрова и то дучше Онегин был поставлен
ancalimabs
Dec. 21st, 2011 08:17 pm (UTC)
Вообще ужас, сама не лююблю все эти "совсеменные" постановки типа креатив а на самом деле немощь поставить красиво и интересно,
А с дрессокодом не согласна - не люблю наряжаться, ношу только джинсы и готова не ходить в театр только потому что запретят джинсы но это только моё ИМХО пусть и специфическое
yagnesh_ka
Dec. 21st, 2011 11:07 pm (UTC)
Кружки Эсмарха зазвенели(с)
Ужас какой.

Про дресс-код - да, согласна. У нас, кажется, вообще в театры некоторые ходят как на дачу.
kvenya
Dec. 22nd, 2011 06:56 am (UTC)
На мой взгляд, джинсы в театре-это как свадебные замочки на мосту - тема двоякая и дискуссионная. Где-то принято, где-то нет. Недавно обсуждали с коллегами один немецкий театр, в котором дам в юбках стабильно освистывали - настолько там все было демократично. Публика ходила в джинсах и попивала шампанское прямо в зале.
Опять же, полный рабочий день при всем параде не всегда высидишь, перед тем как в театр идти. А у некоторых и вовсе дилемма- билет или новое платье.
skromni
Dec. 22nd, 2011 07:09 am (UTC)
а брюки с блузкой или брючный костюм тоже сложно? или других "штанов" кроме джинсы у современных жителей мегаполиса не существует?
про еду и напитки в зале: слышала про такие нравы в некоторых американских театрах - жуть!
kvenya
Dec. 22nd, 2011 07:30 am (UTC)
У некоторых, может быть, и не существует. Однако, в вопросе минимального дресс-кода для посещения театра я солидарна.
kvenya
Dec. 22nd, 2011 07:00 am (UTC)
By the way, согласна с мнением что есть спектакли, которым бесконечные модерновые и постмодерновые прочтения вредны и противопоказаны.однажды пришла таким образом в легкий шок от французского Щелкунчика, в котором в конце первого акта вместо вступления детского хора выкатили на сцену старушку с аккордеоном!
fiztashka
Dec. 22nd, 2011 09:08 am (UTC)
"И все таки, товарищи, нельзя так вольно обращаться с «Онегиным»!"
Думаю дело в том, можно относиться к классике как к чему-то незыблемому, один раз и навсегда изобретенному идеалу, а можно воспринимать ее как канонический сюжет и исходник для реализации своего видения. Другой вопрос о качестве реализации этого видения, тут возникает пространство для дискуссий. Я считаю такие видения имеют право на существование при условии, что они действительно оживляют подтухшую классику. Наше восприятие мира изменилось и то, что считалось возмутительным 200 лет назад (и заложено именно в таком виде автором!), сейчас не сойдет даже за невинное баловство. Большая часть семиотики даже 50-летней давности уже почти не доступна нынешнему поколению. Поэтому попытки снова сделать из музейного экспоната человека во плоти вполне понятны. Аналогичные споры будоражили интернет по поводу Руслана и Людмилы Чернякова. Мне так и не удалось сходить, но противоположных мнений от безоговорочного восторга, до гневного порицания я начиталась на вагон и маленькую тележку.

По поводу дресс-кода - сама я в театр наряжаюсь и мне приятно видеть вокруг нарядных людей, но в конце-концов это тоже довольно условная норма. Тёлочек в джинсах осуждаю, но голосовать за запрет не стала бы.
tatain
Dec. 22nd, 2011 09:55 pm (UTC)
Согласна с Валерией... Недавно смотрели в Пушкинском театре премьеру: " Много шума из ничего" Шекспира. Когда на сцену вышел дон Педро принц Арагонский в берете "Че Гевара", берцах,опоясанный патронташем, и с багажом в виде пятнистых вещ. мешков,мы с мужем немного были шокированы. Ну а вид и поведение Беатриче и Геро, совсем ошарашили. Еще прикольнее смотрелись стражи-полицейские с мобилами.
mari_spb_it
Dec. 23rd, 2011 11:21 am (UTC)
по поводу трансляции текста на русском - а что, они так пели, что слов было не разобрать?
skromni
Jan. 7th, 2012 01:03 pm (UTC)
иногда двое пели разные тексты одновременно или хор - тогда да, не совсем понятно было
libreta
Jan. 7th, 2012 12:36 pm (UTC)
это на Новой сцене было, да? Мне кажется там все постановки такие... неформальные. Это было бы полбеды, но к сожалению уровень исполнителей тоже не дотягивает( я ждала бОльшего от Большого театра( мы смотрели Кармен и родители ходили на Тоску - одинаковые впечатления(
Тоже хочу на основную сцену, но не могу пока выбрать на что сходить
skromni
Jan. 7th, 2012 01:12 pm (UTC)
да, на Новой сцене
leka61
Jan. 16th, 2012 04:35 pm (UTC)
Ух, это еще ничего. Мы ходили как-то на "Волшебную флейту" (современный вариант, тоже большой-новая сцена). Так там один из ГГ был в костюме петуха и в одной из сцен он снимал штаны)). А также была гигантская желтая уточка и розовая клоунская машина, на которых разъезжали герои и еще много всего забавного и неожиданного((
Но с Онегиным - это как-то жестоко, ведь идя на русскую классику все-таки хочется ее и увидеть. Может организаторам стоит на афишах как-либо предупреждать о том, что постановка современная?
( 25 comments — Leave a comment )